Почти сразу с появлением алкогольных напитков человечество стало понимать последствия пьянства, о чем свидетельствуют и первые попытки ограничения распространения спиртных напитков. Египетским фараонам и жрецам, например, разрешалось пить вино в очень небольшом количестве. Некоторые китайские императоры даже казнили пьяниц. В законодательстве почти всех стран всех времен регламентировались суровые меры, применяемые к лицам, злоупотребляющим алкоголем. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей Европе. Пьянство охватывало все слои населения - пили и знатные, и простые люди. Пьют и поныне. Что же делать?
    ПИТЬ НЕЛЬЗЯ КАЗНИТЬ
    Знаменитое наше «Казнить нельзя помиловать», где судьбу решает маленькая запятая, можно нынче перефразировать иначе - «Пить нельзя казнить». Какие только меры борьбы со спиртным не испробованы! В начале XVII века английский парламент установил высокий налог на спиртное, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Применялись подобные меры и в других странах. Но все они оказались неэффективными по сравнению с покоряющей силой алкоголя. Интересно отметить, что различные религиозные учения по разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддисткая, конфуцианская религия) выступали против всякого употребления спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Широкое распространение алкоголизма связано с развитием капитализма, который нес с собой тяжелейший подневольный труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Стремление "забыться" становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино. Одним из крайних выражений ограничительной системы является опыт полного запрещения производства и продажи алкогольных напитков - "сухой закон".Он существовал в Исландии, Финляндии, Норвегии, а также в других странах.
    В США в январе 1920 года законодательным актом были запрещены во всех штатах производство, продажа и ввоз спиртных напитков. И сразу же началось их тайное изготовление, причем, конечно, худшего качества, и контрабандный ввоз. Возросло потребление крепких напитков, более вредных для здоровья. В конце 1932 года конгресс США принял решение об отмене запрета, и потребления спиртных напитков достигло не бывалых размеров. По подобным же причинам "сухой закон" оказался нежизнеспособным и в других странах.
    Исторические сведения об употреблении алкоголя в России свидетельствуют, что до XVI веке в России пили преимущественно мед, пиво, вино - вначале в Москве этим занимались лишь опричники, а затем спиртное пошло в народ. Нищета, ярмо тяжелого труда, бесправное положение народа, порожденное крепостничеством - вот корни процветания пьянства в царской России. Необходимость усиления противоалкогольной работы с подростками обусловлена сейчас во всем мире, прежде всего, распространенностью употребления алкоголя среди населения. Пьянство родителей создает, с одной стороны, крайне не благоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и подростков, с другой - способствует их раннему приобщению к употреблению алкогольных напитков. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику. При систематическом употреблении спиртных напитков может развиться цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм.
    МИФЫ НАШЕЙ РОДИНЫ
    С детства мы слышали, что на Руси пили всегда и пить будут, что водка – это национальный символ и что русское пьянство почти как русский бунт – бессмысленное и беспощадное. Позднее узнавали, что у нас регулярно проводились масштабные эксперименты в алкогольной политике. То у нас устраивали пивные, где даже закуска не подавалось – только водка, то запрещали ее родимую, совсем или частично. Вырубали виноградники, продавали по талонам, навязывали культ пива, замещая им культ водки (гуманитарные технологии и все такое), боролись с самогоном и паленкой, запрещали к ввозу грузинское и молдавское или еще какое-нибудь вино. Однако, в исторической перспективе представление о древней устойчивой тяге русского человека к спиртному оказывается сильно мифологизированным. Ну, пили, ну пьют, но в Книгу рекордов Гиннесса мы так и не попали. Зато немцы, вроде пьющие очень культурно, в ней есть – выпитого ими пива в переводе на водку оказывается за глава, чтобы считать оных пьяницами. Но ведь не считают! А к россиянам прилипло, как банный лист от веника, расхожее по всему миру мнение, как о пьяницах. Тогда где собака «зарыта»?
    Проблема не в том, сколько выпить. Проблема в том, что выпить. И вот тут-то и выясняется, что пьют у нас все подряд, что ни подвернется под руку. Наверное, многие из нас, как говорится, пьющие в меру и "только по праздникам", избегающие "палёной" водки и в трезвом уме, задают один и тот же вопрос: что происходит сегодня с людьми? Неужели уже чувство самосохранения утрачено окончательно, если в ход пошли жидкости для мойки ванн, одеколоны и прочее? И отчего-то забыто, что ведь пили и десять, и двадцать, и тридцать лет назад - и одеколон, и гуталин, и зубную пасту, и таблетки из аптеки. "Народная традиция"... А кое-кто, пробудившись после пятнадцатилетней "реформаторской спячки" да узаконив несколько лет назад самогоноварение, заохал да заахал (накануне выборов): «Караул, народ спивается!»
    Действительно, возникает такое ощущение, что весь народ, включая журналистов, как будто проснулся. У всех вопрос «Что происходит?» Всегда существовала категория людей, которые пили спирт из-под полы, и существует, и, к сожалению, будет существовать. Это случилось не вчера. Ситуация имеет историю очень и очень многолетнюю... А если говорить о качестве выпитого, то и там и там - этиловый спирт. Но если долго пить спирт, не предназначенный для пищевых целей, то алкогольные болезни проявляются, конечно же, быстрее, нежели вы будете в течение полугода пить коньяк ежедневно по пол-литра, но результат будет один. Этиловый спирт сам по себе и яд, и лекарство, но одно от другого отличает доза.
    Можно ли чего-то добиться силовыми методами, как недавно поступила Государственная Дума, сделавшая попытку поднять налог на спиртсодержащую парфюмерную продукцию? Что в итоге? Отсутствие в продаже дешёвых одеколонов для гигиенических нужд. Повышение цен на женскую парфюмерию. Исчезновение спиртсодержащих моющих средств. Пьяницы и алкоголики начали рвать на себе волосы от горя? Как бы не так... Бездумные эксперименты больно ударили по простым гражданам, которым и в голову не придёт опохмеляться одеколоном, а те, кого лишили "Шипра" или другого любимого продукта, будьте уверены, найдут себе новое "питие". А если в технические спирты начнут добавлять ядовитые вещества (есть и такие идеи), то народ бросится на ещё более экзотические "напитки", ведь, как известно, свято место пусто не бывает.
    Ситуацию исправит только изменение в воспитании, мировоззрении, в отношении у населения к пьянству, и за пару лет никаким лихим наскоком ничего сделать не удастся, потому что питие на Руси имеет многовековую традицию. Можно сказать, это целый пласт нашей культуры. Хотя бороться со злом всё-таки нужно. Это никто не отрицает. Но как эффективно бороться – этого никто у нас не знает.
    КАЧЕСТВО БЕЗ КАЧЕСТВА
    Кто только сейчас в России не «гонит» на «законном» основании спиртное! Государству нужны налоги. На них у нас многое держится. В том числе и медицина, которая вынуждена львиную часть получаемых из бюджета денег тратить на лечение последствий от чрезмерного употребления спиртного. Другая сторона проблемы – огромное количество поддельного спиртного. Не проще ли наладить более строгий контроль за производимым спиртным, нежели тратить деньги из казны на спасение отравившихся суррогатами? Я не знаю ответ на этот вопрос. Но недавно в руки мне попала техническая информация о том, как на ликероводочном заводе “Ливиз” – крупнейшем производителе алкогольных изделий на территории России – выполняются требования к качеству. Весь производственный процесс подчинен строжайшему соблюдению технологии и рецептуры. На каждом этапе производственного цикла осуществляется тройной контроль качества. Чистота вкуса, четкость аромата и оригинальность каждого изделия, – основные особенности производимой здесь продукции.
    На взгляд дилетанта, достаточно смешать воду и спирт, чтобы получить популярный в народе напиток. Кстати, так сегодня и делают многочисленные фальсификаторы. Однако производство водки – сложнейший физико-химический процесс, требующий четкого соблюдения многих параметров, в том числе скорости очистки (фильтрации) через угольные колонки.
    Ликеры, наливки, настойки завода «Ливиз» отличаются от большинства подобной продукции, представленной на современном рынке, главной особенностью: они приготовлены исключительно из натурального сырья. Травы, коренья, ягоды выращиваются в подсобном хозяйстве завода на участках земли, расположенных в экологически чистой зоне. Используются характерные для Русского Севера природные плоды: клюква, черника, рябина, лесные и луговые травы. Настои трав, фруктовые и ягодные сиропы и соки придают напиткам изысканность и ароматы, которые не могут воспроизвести никакие синтетические имитаторы. Короче, при желании , в России есть что и с чем сравнивать.
    В седую старину пили не ради пьянки окаянной, нет. Пьянству придавалось героическое значение. Доблесть богатыря измерялась способностью перепить других богатырей. Издревле на Руси любое дело завершалось добрым угощением хмельным. Еще Владимир Красное Солнышко, будучи язычником, узаконил это правило достопамятными словами: «Руси есть веселье питье, не может без того быти!» Христианское время утвердило эту традицию: «невинно питье, проклято пьянство». Так питье, как добрый порядок жизни, стало неприкосновенным.
    До царя Ивана Грозного простой народ пил редко, так как ему позволялось варить пиво, мед и брагу только в большие праздники. Но когда водка стала продаваться от казны, когда к слову «кабак» приложился эпитет «царев», пьянство стало всеобщим качеством. Борис Годунов сделал пагубное пристрастие верноподданных статьей государственного дохода. С этого времени пьянство достигает поразительных размеров. В прошлом столетии водку сменила мутная жижа, которая благодаря своему цвету получила название сивухи.
    Татарские ханы сразу же поняли всю глубину опасности появления водки на Руси. В год появления зеленого змия (1389 год) они строго-настрого запретили продажу и употребление крепких напитков. Запрет этот оставался в силе вплоть до времени правления Ивана Грозного. Первый Романов, царь Михаил Федорович, встревоженный зародившимся в народе пьянством, повелел уничтожить все кабаки, но учредил конторы, в которых продавалось вино в ограниченном количестве. Эта мера никакой пользы не принесла. Царь Алексей Михайлович пытался минимально ограничить число кабаков. Принимались и другие меры борьбы с излишним употреблением алкоголя. Например, была организована своеобразная полиция нравов. Назначались стрельцы, которые днем ходили по торговым рядам и базарам и хлестали плеткой тех, кто успел употребить зеленого змия больше чем следовало и вел себя буйно. Но те же самые стрельцы после службы предавались разгулу. Народ пил, пьет и… будет пить?